halflink (halflink) wrote in sherlock_series,
halflink
halflink
sherlock_series

Categories:

Интервью Дэнни Бойла о "Франкенштейне". Часть III

Часть I
Часть II



Я формулирую вопросы так, чтобы вы рассуждали о театре и кино как о двух разных видах искусства, но оба раза, когда я смотрела спектакль, мне приходило в голову, что самая первая сцена была бы вполне уместна в одном из ваши фильмов: пульсирующий звук сердцебиения, наполняющий зал, разрывающаяся мембрана, из которой Создание выпадает на пол, то, какой энергией пропитана вся сцена, внимание к деталям и визуальному ряду.

Мы с хореографом Тоби Седжвиком хотели, чтобы начало спектакля произвело сильнейшее впечатление. Это было частью плана сделать спектакль непрерывным поставщиком эмоций зрителю. Мы с самого начала сказали, что хотим сделать представление без антракта. Когда мы, наконец, собрали все сцены воедино, длительность прогона составила почти 2 часа. По правилам, если вы хотите делать спектакль без антракта, он не должен длиться больше 100 минут. Также вопрос антракта – коммерческий. В перерыве театр продает напитки и т.д. и делает на этом дополнительную выручку, но в Нац. Театре отнеслись с пониманием к нашему желанию сделать спектакль одним непрерывным переживанием и согласились на два часа без антракта.
Вовлечение в действие происходило сразу же, как зритель входил в зал, и далее градус только повышался. Это был способ следовать за развитием событий с точки зрения Создания. Он уже находится на сцене, пока зрители занимают свои места, но пройдет еще почти полчаса прежде, чем они впервые встретят доктора [Франкенштейна]. Мы хотели, чтобы зритель испытал то, что должен был испытывать Создание [перед «рождением»]: для этого и запись сердцебиения, и яркий свет ламп, и гул колокола. Мы использовали все пространство зрительного зала. Очень интересно было наблюдать за зрителями и их реакцией на висящий колокол. На каких-то представлениях к нему никто не подходил (я помню, ну декорация и декорация, мне лично в голову не пришло его трогать. – прим. перев.), иногда кто-нибудь решительный дергал за веревку, и тогда все понимали, что могут сделать то же самое. Персонал никак это не комментировал: не предлагал позвонить и, в то же время, не запрещал. Решение было целиком и полностью за зрителями10.

10В одном из интервью того времени Дэнни говорил, что они так оценивали настрой аудитории. Что-то вроде того, что, если зрители звонили в колокол сами, это говорило об их активной вовлеченности в действие с самого начала – и готовности быть вовлеченными. В записи это не очень заметно, а актеры весь спектакль либо уходили в зал, либо выходили из зала, проходили между рядами, некоторые сцены игрались чуть ли не в зале и т.д. Т.е. все было сделано для того, чтобы обеспечить, как Дэнни это называет, immersive experience.

Конечно, это было и испытанием на выносливость для актеров, так как тот, кто играл Создание, должен был минут 15 до начала спектакля находиться внутри мембраны на сцене. Возможно, это было не лучшее место и время для подготовки к началу спектакля для актера. Возможно, они бы предпочли в это время находиться за сценой, чтобы собраться с мыслями, и залезть в этот барабан в момент, когда гаснет свет в зале, но они оба без всяких возражений согласились сидеть внутри барабана эти 15 минут.
И Бенедикт и Джонни не раз рассказывали, что в это время подслушивали, как зрители обсуждали, кто кого будет играть в этот вечер, спрашивали соседей, видели ли те другой вариант, и заявляли, что с нетерпением ждут сцены с обнаженкой! запалили...

Мембрана кажется такой тонкой, почти призрачной, что намекает на чувствительность Создания.

Вообще-то изначально это должно было выглядеть более брутально. Мы сделали так, что при разрыве мембраны из нее выливалась жидкость красного цвета. Выглядело это потрясающе, особенно когда Создание ковылял по сцене весь в «крови». Но эта жидкость доставляла нам мучения потом весь спектакль. Актеры поскальзывались и падали.


Источник
Это самое первое промо-фото спектакля. Как видно, Создание Ли Миллера покрыто этой самой "кровью". Кстати, в посте по ссылке автор (студентка, учащаяся на театрального режиссера) приводит свои собственные сравнительные наблюдения за действиями персонажей с точки зрения передвижений по сцене и выполнения определенных действий. Очень интересно, правда, на английском)

В театре под практичностью понимают долговечность актера. При съемке фильма можно на многое пойти ради эффектной сцены, актера можно заставить сделать что-то сложное или опасное. Он потом отдохнет и придет в норму. В театре надо исходить из того, что актеры должны «протянуть» два часа. И так несколько недель подряд. В итоге нам пришлось избавиться от жидкости. Было очень жаль терять этот элемент, но мы так и не смогли найти способ убрать эту слизь с пола. Пытались вытирать тряпками, но сцена все равно была скользкой, как каток, и это грозило катастрофой.

Получается, вас не пытались ограничить правилами техники безопасности11, вы руководствовались исключительно здравым смыслом?

11Health and safety. Здесь это местами до абсурда доходит. Очень многое запрещается или диктуется, чтобы соблюсти правила health and safety (хотя, конечно, с другой стороны, хорошо).

Да! И ребята из Национального были готовы пойти на некоторый риск, если это было в рамках здравого смысла. Например, как они сделали этот поезд в стиле стимпанк с точки зрения пиротехники и ее близости к зрителю (да-да, это было страшно, он прямо в зал выезжал, - прим. перев.). За 15 лет моего отсутствия театральная индустрия, похоже, научилась работать в рамках этих жестких правил и ограничений и находить лазейки, чтобы сделать что-то рискованное.

Выше вы упоминали, что выдвигающийся «барабан» представлял потенциальную проблему. С точки зрения безопасности или вы боялись, что что-нибудь в самый неподходящий момент заклинит?

Мы использовали эту конструкцию, в числе прочего, для того, чтобы изобразить пропасть в сцене, где Создание и Виктор встречаются в горах. Это было очень, очень опасно, потому что актеры не использовали страховочные тросы. Если бы Джонни или Бенедикт оступились, то разбились бы насмерть (помните выше? Глубина «барабана» - 5 этажей. – прим. перев.). Но так как они оба были в этой сцене и рядом, то они пообещали приглядывать друг за другом. Если один из них так уйдет в роль, что забудет о том, что вокруг, и сделает шаг в сторону пропасти, то другой найдет способ оттащить партнера подальше от обрыва.





Источник

Пожалуй, кроме красной жидкости, мы сделали все, что хотели, в плане спецэффектов. Оставалось только продумать, как использовать технические возможности сцены, и чтобы аудитория была постоянно вовлечена в действие. Если вы сидите в первых рядах в зале Оливье, то у вас ощущение, что вы в гостиной, но если вы на задних рядах, то это огромное пространство ощущается. Поэтому надо найти способ одинаково эффективно коммуницировать и с партером и с балконом. И Бенедикт и Джонни – превосходные актеры, которые способны с легкостью держать внимание огромного зала, и, думаю, они оба получили огромное удовольствие от этого.

В предыдущих интервью вы говорили, что периодически испытывали проблемы с третьим актом (в смысле, с финалом, с развязкой. – прим. перев.) в ваших фильмах. И также вы упоминали, что Ник Дир не мог придумать сильный финал к «Франкенштейну». Не боялись ли вы начать за здравие и кончить за упокой?

Ник дописал до этой совершенно потрясающей сцены, где Создание убивает супругу Виктора – Элизабет, и тут у него наступил творческий кризис. Если бы это было кино, можно было бы просто выехать на локацию в Арктику и с помощью визуального ряда передать все, что нужно. В этом же случае нужно было понять, о чем должна быть эта сцена, и как резюмировать отношения этих двух мужчин12. Но в итоге он написал этот прекрасный финал, я позвонил ему и сказал: «Вау! Это то, что нужно». Эта концовка ощущалась как правильная.

12How we were summing up these two men. Тут игра слов: sum up – это и подвести итог и «сложить», и оценить/дать оценку тоже.

После такого амбициозного начала нужно было замедлить темп. Центром романа является конфронтация Создания и Виктора в Альпах, и произведение имеет совсем другой ритм. Создание должен был научиться говорить и дискутировать: эту важную стадию нельзя было показывать в спешке.
Я нехотя готов признать, что первые 20 минут, когда Создание познавал физические ощущения, были захватывающими. Он всего лишь дергался и двигался. А вот потом он начал учиться. Мы сжали 20 лет процесса познания в несколько сцен, и актеры великолепно их сыграли. Было очень весело. Я считаю, что Ник прекрасно написал эти сцены. Обычно Создание – это такой плоский персонаж, олицетворяющий страх, но Ник восстановил баланс и поменял акценты. Было здорово сделать Создание одним из нас.

Некоторые отзывы о сценарии были не очень лестными. В одном его даже охарактеризовали как «монотонный и утомительный». Означает ли это, что сценарий был не так хорош, как постановка?

Я всегда считал, что сценарий и постановка неотделимы друг от друга. Меня могут спросить, кто мне больше понравился из актеров, Бенедикт или Джонни. Я не отвечу на этот вопрос, но не из «политических» соображений. Просто, если вы делаете что-то вместе, то вы все в одной лодке. Вы не думаете: «Давайте выкинем вот этого за борт, потому что он оказался слабаком». Вы не думаете: «Декорации не так хороши, как костюмы». Любой может говорить что ему угодно о моем фильме или пьесе, но это мнение не имеет никакой ценности для меня. Я выбираю людей, с которыми хочу работать. Я собираю труппу, художественный и технический персонал и отправляюсь с ними в путь. Режиссер принимает все обвинения. Или похвалу, как получится. Но главное условие, это то, что мы все вместе ответственны за постановку от ее начала и до конца.
Я знаю тех, кто разделяет зоны ответственности. Они считают себя ответственными только за ту часть, над которой работают, и их не волнует, что и как делают остальные. Я не считаю что это – творческий процесс, или что это здоровая рабочая атмосфера.
Отвечая конкретно на ваш вопрос, нет, у меня не было ни малейших сомнений в качестве сценария. Я считаю, что Ник проделал фантастическую работу. Он не только написал что-то, способное увлечь зрителя на два часа, он изменил прочтение этого классического романа. Возможно, те, кто отозвался о сценарии негативно, были слишком увлечены двойным кастингом. Возможно, даже, что постановка не позволила зрителям и критикам по достоинству оценить всю важность этого нового прочтения, особенно с точки зрения адаптации классического романа13. Я думаю, что время покажет, насколько революционной была адаптация, сделанная Ником.

13И правда. Я не специалист, но, во-первых, до Ника Дира никто не давал слово Созданию, а, во-вторых, вообще много ли мы знаем театральных – или кино- - постановок (тут пусть меня специалисты поправят, если что), где повествование бы шло не от лица главного героя, или не так, как в оригинальном произведении?

Исключая придирки к сценарию, «Франкенштейн» вызвал шквал исступленно хвалебных отзывов, отметил ваше триумфальное возвращение в театр и, как вы отметили раньше, послужил «разогревом» для церемонии открытия Олимпийских Игр.

То, что спектакль был так хорошо принят как публикой, так и критиками, придало нам уверенности в работе над церемонией открытия. Можно было бы предположить, что гигантские масштабы этой новой задачи пропорционально усилят страхи и беспокойство. Но, на самом деле, это оказалось совсем не так. Опыт работы над «Франкенштейном» избавил меня от страха перед церемонией открытия. Даже, наоборот, мне не терпелось приступить.

Ну и для тех, кто дочитал до конца, бонус: "2-3 часа в кресле гримера".


Источник


Источник


Источник


Источник


Источник

Tags: БК: Frankenstein, БК: театр, БК: фото
Subscribe

  • Мир Шерлока Холмса: Сын гениальной мамы

    До сих пор я писала о том, что представляется мне довольно очевидным. Но, разумеется, в сериале очень много моментов, которые невозможно трактовать…

  • Мир Шерлока Холмса: Семья

    О семье канонного Шерлока Холмса читатели не знают практически ничего, да, в общем-то, и не особенно жаждут узнать. Сам Холмс упоминает, что его…

  • Мир Шерлока Холмса: Дружба и эмоции

    Прежде чем рассматривать семью, я хочу подробнее остановиться на Шерлоке, потому что его иногда характеризуют таким образом, с которым трудно…

Comments for this post were disabled by the author

  • Мир Шерлока Холмса: Сын гениальной мамы

    До сих пор я писала о том, что представляется мне довольно очевидным. Но, разумеется, в сериале очень много моментов, которые невозможно трактовать…

  • Мир Шерлока Холмса: Семья

    О семье канонного Шерлока Холмса читатели не знают практически ничего, да, в общем-то, и не особенно жаждут узнать. Сам Холмс упоминает, что его…

  • Мир Шерлока Холмса: Дружба и эмоции

    Прежде чем рассматривать семью, я хочу подробнее остановиться на Шерлоке, потому что его иногда характеризуют таким образом, с которым трудно…