aneitis (aneitis) wrote in sherlock_series,
aneitis
aneitis
sherlock_series

"Я благодарен за волну бескорыстной любви"

Интервью в Empire (iPad version)
Олли Ричардс
via Yasammez
6 сентября 2014

Роль Алана Тьюринга в "Имитационной игре" уже возбудила разговоры об Оскаре вокруг Бенедикта Камбербэтча - возможно, самого востребованного сейчас актёра в кинобизнесе.



Пытаться зафиксировать Бенедикта Камбербэтча - всё равно что пытаться прибить ветер к дереву.

Он непрерывно перемещается, непрерывно преображается, и вы никогда не застанете его там, где предполагаете - ибо он востребован сейчас как никто другой из актёров, чьи имена у вас на слуху. Две недели Эмпайр пытался поговорить с ним, и всё это время он был занят то на локациях "Ричарда", то в зелёной студии "Хоббита", где играл Некроманта, или крался в бутафорских джунглях, изображая Шерхана, или обдумывал своего Гамлета. В конце концов нам удалось притормозить его на пару секунд в аэропорту Хитроу, когда он собирался заскочить в самолёт, чтобы отправиться на Торонтский кинофестиваль, где он представлял собравшимся своё последнее перевоплощение - дешифровщика времён второй мировой войны Алана Тьюринга в "Имитационной игре". Быть Камбербэтчем - постоянная гонка, так что наш разговор чуть не закончился опозданием на самолёт.

Тьюринг - как раз тот тип ролей, которыми Камбербэтч упивается. Ему по нраву, когда внутри оказывается вовсе не то, что снаружи. Он интересуется основами, а не верхушками. Тьюринг производит впечатление нелепого сухаря-одиночки, гения, который предпочитает иметь дело с загадками, а не с людьми, что помогло ему сфокусироваться на взломе кода нацистской Энигмы и приблизить победу над фашизмом. И за всем этим - человек, который знал, что такое любить, но таил это глубоко внутри, потому что, несмотря на все спасённые им жизни, его гомосексуальность могла привести его в тюрьму. Он нашёл утешение в том, чем мог управлять, потому что альтернатива была слишком опасна. Это трудная роль, в которую Камбербэтч полностью вжился, и повсюду уже говорят о грядущих номинациях.

Эта способность проникнуть в непроницаемое и сделала Камбербэтча звездой. С той самой секунды, как он появился на экране в образе блистательного неотфильтрованного Шерлока, лупцующего труп стеком, его статус был определён. За минувшие с тех пор четыре года он получил предложения сыграть агента М16; самого опасного злодея во вселенной; Джулиана Ассанжа; племянника Мэрил Стрип; рабовладельца в оскароносном фильме; и дракона - это только для примера. У нас было множество вопросов для обсуждения и не так много времени, чтобы одолеть это. Третий звонок вот-вот прозвучит.

Добиться сбалансированности в "Имитационной игре" - крайне трудная задача. С одной стороны, это жизнеутверждающая история гения, который взломал код, позволивший выиграть войну; с другой - это трагедия человека, который был вынужден скрывать свою природу и тем не менее подвергся за это преследованиям. Чертовски тяжело соблюсти равновесие.

БК: Так и есть, но это-то и делает фильм экстраординарным. Всё это заложено в сценарии. О Тьюринге можно сказать, как Черчилль сказал о России: загадка, окутанная тайной внутри головоломки. Это история о человеческом общении, о том, что такое секретность и как она меняет людские судьбы: в любви, на войне, в сексуальных отношениях.

Что вы о нём знали?

Сравнительно немного. Основные факты. Я знал, что он был дешифровщиком и что его отдали под суд за то, что он был гомосексуалистом - в действительности, это не так. Я всё это знал из фильма "Взламывая код" (1996) - с неподражаемым Дереком Джекоби, который просто завораживал - я помню, что смотрел его с мамой и папой. Так что мне было кое-что известно о нём, но сценарий открыл мне много нового. Я не вполне представлял тот уровень секретности [который должны были соблюдать дешифровщики], и вещи, которые просочились наружу невзирая на закон о государственной тайне... Клубок секретов: мужчина, скрывающий свою гомосексуальность, тайны Второй мировой войны, этапы жизни, которые освещает сценарий - думаю, это сделано виртуозно. Прочитав сценарий, я по-настоящему осознал, кем он был. Я понимаю, чем он так раздражал власть имущих, но не думаю, что он на самом деле вёл себя как социопат или считал себя лучше других - он просто был лучшим. Он просто жил иначе, и я нахожу это невероятно подкупающим.

Х

В фильме Тьюринг описывается как "белая ворона". Вас, похоже, в основном притягивают персонажи, которых можно так описать. Чем вам близки "белые вороны"?

Ну, я думаю, мне нравится показывать, что они не такие уж странные. "Белой вороной" Тьюринга называла его мать. Не хочу выступать в роли доморощенного психиатра, но, вероятно, это было неизбежно для ребёнка, который до четырёх лет - на начальном этапе становления личности - был на попечении чужих людей, лишённый нормальной родительской любви, что и привело к задержке психического развития [и сформировало его таким, каким он стал]... Он воспринимал слова буквально. В школе его разрывали чувства [к мальчику из его класса], которые он был не в состоянии выразить, потому что не понимал их, потому что никто не объяснял, что они естественны и их можно понять. Попытки подавить эти чувства, переключить их в каком-то смысле подогревали его эмоциональную вовлечённость в разгадывание кодов и криптограмм, когда он ещё был мальчиком. Думаю, так сформировалась эта личность. Он не был "белой вороной". В тех условиях любой из нас стал бы таким, по-моему. То, что отрезало его от окружающего мира, придало особую огранку его уму и, в конечном счёте, помогло спасти наш мир.

Если говорить о других ролях, то в персонажах, которых я играл, легко обнаружить поверхностные общие черты, как пересечения на диаграммах Венна.

[Диаграмма Венна (известная также как круги Эйлера)] Х


Но среди них есть и симпатичные ребята, и туповатые комические антагонисты, и негодные любовники, есть герои и героические любовники, есть люди поразительно увлечённые и поразительно яркие, но известные не интеллектом, как Ван Гог, есть умные злодеи, глупые злодеи. Чудаки. Я просто играю то, что мне интересно. Я стараюсь поддерживать интерес у себя и у других, так что не думаю, что можно стричь их всех под одну гребёнку. Это как говорить, что Майкл Фассбендер всегда играет сексуальных маньяков. У него куча других ролей. Понимаете, о чём я?

Извините, я это не к тому, что вы играете одно и то же снова и снова. По правде говоря, я далёк от этого.

Нет-нет-нет! Я знаю, и я не хотел, чтобы это прозвучало так, словно я защищаюсь. Просто интересно это проанализировать. Думаю, мне, вероятно, часто придётся иметь с этим дело - не с этим, так как я не думаю, что вы говорили об этом - но, полагаю, будет ещё множество таких сравнений. Это интересно, насчёт чудаков. Я и правда люблю играть людей, чей опыт напоминает мой, и я думаю, что люди, с виду очень отличные от нас, не обязательно оказываются такими.

Похоже, последние годы вы очень много работали. Я читал, что в детстве вы были очень активным, неутомимым непоседой. Вам для счастья нужно быть безумно занятым?

(Смеется) Нееет. Я люблю отпуск. Люблю размышлять, сидя в тихом уголке. Люблю сидеть и любоваться красивыми видами. Люблю смотреть на чужую работу. Мне нравится проводить время с теми, кого я люблю. Нравится быть дома. Мне нравятся все те вещи, которые требуют темпа, прямо противоположного тому, в котором я работаю в настоящий момент. Но я люблю это - вот что заставляет меня каждое утро вставать с постели. Мне только надо бы иногда напоминать себе не любить это с такой силой и оставлять время для остальной жизни... Я хочу сделать максимум возможного, и хочу меняться: поработать продюсером, режиссёром, сценаристом, но в то же время хочу быть человеком мира и просто жить... Должно быть нечто большее, чем работа без остановки. Мой календарь расписан до середины 2016, и, знаете, так даже легче: получается, что я могу планировать свою жизнь исходя из этого. Раньше нужно было ловить момент и выжимать из него по максимуму. А теперь этот момент никуда не денется. Знаю, звучит самонадеянно, но вот такое ощущение.

Если посмотреть на тех, с кем вы работали, не было ли это отчасти невозможностью сказать "нет"?

Да, конечно. Конечно. Так заманчиво, когда тебя приглашают сотрудничать те, кому поклоняешься, кто тебя вдохновлял, и получить возможность поработать с ними. Так что вы абсолютно правы.



Что за последние годы стало для вас самым потрясающим и исключительным, самым невообразимым?

Подняться на сцену Оскара с фильмом, который только что назвали лучшим. Наблюдать за Мерил Стрип и Ребеккой Холл на съёмках "Августа" и "Конца парада". Первый настоящий день боевых сцен в "Стар Треке". Слова Питера Джексона "Ну, готово", когда я делал озвучку Смауга, и моя просьба повторить ещё раз. Он сказал: "Хочешь повторить этот последний кусок? Пожалуйста". А я: "Нет, вообще-то я бы хотел повторить всё целиком". И потом сделать это ещё пару-тройку раз. Закончить на сцене "После танца", сесть в машину, поехать в паб, поспать четыре часа, потом отправиться в поле, сесть на коня и увидеть, как Спилберг кричит в мегафон "МОТОР!", и повести в атаку более восьмидесяти кавалеристов в форме времён Первой мировой. Встретиться с Питером Фондой и Джеком Николсоном. Попросить Джуди Денч в Хэе сыграть мою мать. Наткнуться на Базза Олдрина, Билли Кристала и Микки Руни - кругом одни королевские особы - на вечеринке Ванити Фэйр после Оскара.

Неплохие выдались годы, верно?

Да, невероятные.

Давайте поговорим о...

А! Простите, перебью, но узнать, что Дэвид Боуи - фанат "Шерлока", вот что было просто грандиозно. А потом премьер-министр Китая захотел ещё серий, так забавно было. Но Боуи! Честно, я подумал: "Ну, теперь можно и на покой".

Нам не избежать разговора о Шерлоке. Как только первый эпизод вышел в эфир, вы мгновенно стали популярным. Это если смотреть со стороны, а каково было почувствовать это изнутри?

Да так и было - всё изменилось за одну ночь. Я никогда не дружил с интернетом, если говорить о телесериалах и их фандомах. Я и не знал, что может быть непосредственный живой отклик на телевизионные программы. Думал, телевидение - это всякие рейтинги и обзоры. Я даже представить не мог, как общение через твиттер, фейсбук и прочие социальные сети привлекает колоссальное внимание к телесобытию и возводит его в культовый ранг. Я знал, конечно, что интерес будет, мы же взялись за легенду, знал, что мы окажемся на виду. Но у меня и в мыслях не было, что мы настолько попадём в точку - а мы, похоже, попали. И в мыслях не было, что это сразу завоюет сердца и станет сверхкультовым - сверхкультовым? - для такого множества людей. Это потрясло до глубины души - да и сейчас потрясает. Это подстёгивает наши амбиции превзойти ожидания, а это нелёгкое дело, если учесть, сколько вокруг нас ажиотажа. Я знал, как хорош был сценарий, знал, что его пишут эти фанатичные ребята, помешанные на каноне, так что мы поймали нужную волну, чтобы сделать это по-своему, но сиюминутный отклик в твиттере... эта штука, когда моё имя стало мировым трендом... до меня не доходило. Я думал, люди были готовы спускаться с вертолётов по верёвочным лестницам, с камерой, надетой на голову, и бежать за мной, размахивая блокнотом и ручкой! Или перемахнуть через забор Стивена Моффата, чтоб кинуться к нам с фотовспышками! Это было потрясающе. Этот шум, поднявшийся по всей стране, был оглушительным, и я просто подумал "Мать твою. Это всё меняет. С ума сойти".

Х
Снято на BBC Radio 5 live 26 июля 2010 - в то утро он проснулся знаменитым

Как вы научились справляться со славой?

Просто не обращать внимания. Идти по жизни вперёд и не обращать на это внимания. Всё, чего я просил - чтобы люди помнили, что это я - такой, как есть, и собой останусь. Вокруг меня было достаточно людей, начиная с моих родителей, чтобы оценить, не съезжаю ли я с катушек, и контролировать меня... Если бы слава меня заботила, она бы стала управлять мной либо выросла во что-то такое, что мне пришлось бы утихомиривать. В любом случае всем не угодишь. Так и с ума сойти недолго. Бывали случаи просто дикие, но я не хочу говорить об этом, потому что упоминание придает им значительности, какой они не заслуживают. За что я благодарен, так это за волну бескорыстной любви.

Мы знаем, что вы возвращаетесь к Шерлоку. Понятно, что спрашивать вас о подробностях сценария бесполезно...

Да спрашивайте сколько угодно, я всё равно ничего не смог бы вам рассказать.

Я вот что хочу спросить: что ещё осталось неисследованным внутри Шерлока, после трёх-то сезонов?

О, полно. Много разного. Мы пока ещё не видели его по-настоящему прижатым к стене, а это будет интересно.

Это самый короткий ответ, который вы дали...

Да.

Учитывая ваше безумное расписание, как и у Мартина Фримана и Стивена Моффата, сколько ещё, по вашему мнению, вы сможете делать "Шерлока"?

Ну, пока не перестанет получаться что-то путное. На самом деле, надеюсь, до этого не дойдёт. Хотелось бы закончить на взлёте. Но мы будем его снимать, пока не надоест. До тех пор, пока будут идеи, пока зрители захотят смотреть, и пока (Мартин и я) не настолько одряхлеем, что уже будем не в состоянии запоминать реплики и ковылять по площадке. Хотелось бы делать "Шерлока" до старости, серьёзно.

Можно ли сказать, что это в какой-то мере надёжная гарантия, что-то вроде эталона в вашей карьере? Что-то, к чему вы можете возвращаться и знать, где вы находитесь?

Нет. Это было бы скучно. Хочется, чтобы это каждый раз становилось встряской. Как и договорились, я не могу раскрывать сюжет и говорить, как там всё это будет, но то, что они приготовили для Рождественского выпуска и последующего сезона, просто феноменально. Я в восторге, просто не могу дождаться... Так что, думаю, это эталон, так как ты на знакомой территории, но каждый раз нелегко, потому что всегда по-разному, и всегда нужно сделать больше...
В профессиональном плане, это, конечно, эталон, потому что я знаю, как любят этот сериал, и я делаю его в своё удовольствие, но это до сих пор каждый раз серьёзный вызов. Как и должно быть.

В "Стар Треке" вы впервые попробовали себя в голливудском блокбастере. Как вам этот опыт?

Съёмки были очень трудные, потому что масштаб огромный, а надо приступать и успокоиться, и это не так-то просто, когда участвуешь в таком гигантском проекте. Меня это долго страшило, и прошла вечность, прежде чем я решился предложить: "Послушайте, а что, если мы сделаем так-то и так-то? Позвольте взглянуть на этот кадр". Нужно просто найти свое место. К счастью, я подключился вскоре после начала съёмок, так что у меня была возможность сойтись с остальными. Это был такой увлекательный опыт. Работать с таким, как Джей Джей Абрамс - сплошное удовольствие. Ты с утра на нервах, и тут он такой выскакивает как комик на сцену, и выдаёт несколько шуток или показывает пару трюков. А то он вдруг представляет нам какого-то статиста, а тот совершенно случайно оказывается одним из лучших нейрохирургов в мире. Фантастика. Ему нужна атмосфера праздника на площадке, и он каждого вовлекает - это и правда заразно. На таких фильмах безумная нагрузка, так что это необходимо.

Х

А потом вы были драконом в Хоббите. Когда вы увидели Смауга на экране, это сильно отличалось от того, что вы себе представляли?

Чрезвычайно сильно. На самом деле, ты попадаешь в созданный для тебя фантастический мир. То же самое было со "Стар Треком". Я знал, что был на корабле в космосе, потому что площадка выглядела как космический корабль. Но потом ты видишь это, а там весь этот... космос, которого там не было! Это что-то потрясающее.
Но вернёмся к Смаугу. Я никогда не мог смотреть на себя на экране - из-за этого ужасного ощущения, когда вдруг осознаёшь все свои промахи. Но тут была чистая радость. Я пошёл смотреть "Хоббита" в Китайский театр Граумана в Лос-Анжелесе, с другом, которого сто лет знаю, мы в детстве оба были помешаны на этой книге. И вот мы сидим там и хихикаем как мальчишки: "Ни хрена ж себе! Круууть!". Я, помню, просто повернулся к нему и завопил: "Я дракон!"

И вы снова вернулись к захвату движений, играя Шерхана в "Книге джунглей: Начало"?

Ну да. Мы с Энди Сёркисом как раз обсуждали это перед Комик-Коном. Когда мы с ним в паре давали интервью [о "Хоббите"], нас так и распирало от смеха: "Вот бы сказать им!"

Так значит, это не просто озвучка?

Это больше считывание лица, чем захват движений. Записываются как движения тела, так и лица, и то, что мы территориально делали на тех площадках, где мы работали, может быть перенесено художниками по захвату движений и спецэффектам, когда будут съёмки на настоящих локациях. Понадобилась вечность, чтобы донести до людей, что я не просто озвучил Смауга и Некроманта, а физически их сыграл. У Некроманта значительная роль в следующем фильме. Знаю, дракон стал гвоздём программы во второй части, но Некромант - это, по сути, Саурон. И вчера я немножко занимался этим (5 сентября). По-видимому, это был последний сеанс.

До сих пор мы видели лишь тень Некроманта, так что...

Что вас ждёт? Не знаю, что мне следует сказать, потому что это большая, большая сцена в фильме. Но он ключевой персонаж. Вы увидите, что замышляет Гэндальф и что выйдет из их взаимодействия. Это приводит к довольно-таки разрушительному результату. Я не собираюсь больше ничего говорить. Смауг выходит из игры в первой части фильма. Не хочу спойлерить, но ведь существует книга.

Почти каждый из ваших последних фильмов становился хитом. Только с одним этого не произошло. Это "Пятая власть" - фильм о Джулиане Ассанже. Как же это случилось - провал после такого успеха?

Я не знаю. Мне столько людей говорили: "О, я так хотел посмотреть это". Так что, может, люди просто были не в курсе?.. Не знаю. Я не имею отношения к рекламе или маркетингу. Это вопрос к ним, а я просто делаю то, что делаю. Я был очень доволен этим фильмом, и, думаю, со временем будет видно... У меня нет никаких соображений по поводу того, почему так получилось... Я ни о чём не жалею. Что сделано, то сделано.

(В лагере Камбербэтча поднимается суматоха, когда он спохватывается, что не знает, куда идти на посадку, и есть опасность, что самолёт улетит без него.)

Похоже, вам пора идти, но ещё несколько слов о "Гамлете". Он начнётся ближе к концу 2015, но уже стал бомбой, и это такое давление...


(Смеется) Знать, что он уже распродан? А то. Ну, это нормально, учитывая, что мы с Линдси Тёрнер долго обсуждали это, и теперь у нас есть площадка мечты. До этого ещё далеко, но нам есть чем заняться. Пьесу нужно разобрать и проработать с тем же пристрастием, что и новую пьесу в Роял-Корт. Вот что мы вместе пытаемся сделать. (Обращаясь к кому-то бегущему рядом: "Эрик Феллнер на этом рейсе? Ага, у него будет лучшее место. Надо бы с ним поменяться".) Извините! Гамлет. Что это может принести, кроме счастья. У нас полно времени, чтобы над ним поработать, и это великолепно.

Гамлет для любого актера - большая роль, чтобы поставить галочку в списке. Что будет следующим пунктом?

Следующим? Боже, не знаю. Можно, я сначала Гамлета сыграю, а потом вернёмся к этому разговору? Вообще-то прежде всего мне бы нужно успеть на самолёт.

Х

За помощь в переводе спасибо olga_lifeline
Tags: БК: интервью
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author