Виталий Пискунов (piskunov_vitaly) wrote in sherlock_series,
Виталий Пискунов
piskunov_vitaly
sherlock_series

Category:

Шерлок и "его" женщины. Тезисы

ШХ

Я специально поставил в кавычки притяжательное местоимение «его», - ведь когда мы говорим про мужчину и «его женщин», то подразумеваем связывающую две эти стороны сексуальную связь. Однако в случае с главным героем сериала «Шерлок» говорить о сколько-нибудь значительной роли секса в его жизни просто не приходится. Шерлок — убежденный асексуал, что впрочем не мешает некоторым героиням сериала, явно неравнодушным к его мужскому обаянию, приписывать детективу-консультанту сексуальность и питать при этом иллюзорные надежды.

Свое credo по данному вопросу Шерлок лаконично выразил в разъясняющем ответе Джону Ватсону («A Study in Scarlet»): «Вам следует знать, что я повенчан с работой». Это высказывание Шерлока о самом себе мы вполне можем принять на веру, - учитывая, что работу, о которой идет речь, он сам «изобрел» и потому особенно гордится ею. Главный герой сериала «заточен» на ежедневную интеллектуальную работу в виде разгадывания запутанных дел, - работу, выполнив которую, он испытывает кратковременное и интенсивное удовольствие, сопоставимое по своему значению с оргазмом. Для иллюстрации сказанного достаточно будет вспомнить просветленное выражение лица Шерлока после очередного посещения «чертогов разума», в результате которого им была расшифрована загадка баскервильского «хаунда» («The Hounds of Baskerville»). Вопрос: зачем ему после этого секс, предполагающий неразумную трату драгоценного времени на банальное выстраивание отношений и в конечном счете на культивирование того самого «опасного недостатка» («A Scandal in Belgravia»)?

Шерлок самодостаточен и искренен в своей асексуальности, однако это неизбежно делает его уязвимым для острот со стороны хорошо знающих его людей. Так Майкрофт (сам убежденный асексуал) подшучивает над своим братом в связи с обсуждением рода занятий Ирен Адлер («A Scandal in Belgravia»): «Не тревожься. Это связано с сексом». Когда Шерлок начинает по инерции возражать ему («Секс меня не тревожит»), то сразу же попадает в ловушку ответного вопроса: «Откуда ты знаешь?» Иными словами, чтобы тревожиться или нет по поводу чего бы то ни было, нужно иметь опыт, исходя из которого делаешь вывод. «У тебя, милый братец, секса никогда не было», - как бы язвительно намекает в подтексте Майкрофт. В той же самой серии мы встречаем еще одно высказывание по поводу асексуальности Шерлока, на этот раз из уст Ирен Адлер. Сама «доминантка» в данном случае лишь транслирует вездесущую осведомленность Джима Мориарти, который, по ее словам, дал детективу консультанту унизительное прозвище Девственник.

Примем в качестве правдоподобной гипотезы, что секс и отношения с противоположным полом (и с собственным тоже) не интересуют Шерлока в принципе. Однако это вовсе не означает, что сам детектив-консультант не осознает, каким важным, - а для некоторых людей нередко и определяющим - фактором жизни в большом городе (the city) является сфера libido. Известна страсть Шерлока к перевоплощениям, - и в этой коллекции масок, которые он из прагматических соображений время от времени примеряет на себя, особенно выделяется образ увлеченного любовника. Он используется или, лучше будет сказать, отстраненно имитируется Шерлоком в его отношениях с Джанин («His Last Vow»). Цель «любовника» - не в том, чтобы завоевать сердце красавицы, а в том, чтобы получить через ее секретарский reception доступ в офис Магнуссена. Для Шерлока это вполне нормально, - ведь он «повенчан с работой», а данное обстоятельство, по его негласному убеждению, оправдывает многое.

История взаимоотношений Шерлока с Ирен Адлер («A Scandal in Belgravia») выглядит на этом фоне едва ли не аномалией. По своему обыкновению, Шерлок и тут собирался войти в образ: готовясь к первой встрече с Ирен, он прикинулся жертвой уличных хулиганов и потенциальным потребителем BDSM-услуг. Не сработало. Ирен оказалась умнее, интереснее и в целом значительно выше своего профессионального типажа, чем и вызвала к жизни «опасный недостаток», таившийся в сердце Шерлока. Если и есть на свете настоящая платоническая любовь, то это была любовь Шерлока к Ирен Адлер - любовь умного мужчины к умной женщине. Ни с той, ни с другой стороны секса не предполагалось. Со стороны Шерлока его не могло быть по причине того, что он просто не знал, что такое сексуальное удовольствие. Со стороны Ирен — по другой причине, и
о ней я расскажу в соответствующем очерке.

В жизни Шерлока есть и третья женщина — Молли Хупер. Этот тип отношений иначе, как дружбой не назовешь. Конечно речь идет не о той беззаветной и понимающей друг друга с полуслова дружбе, о которой мы можем судить по неразрывному тандему Шерлок-Джон, но ведь не зря считается, что настоящей дружбы между мужчиной и женщиной быть не может. Настоящей не может, а простая и обыкновенная очень даже может иметь место. Вспомним о том, что именно Молли пробуется Шерлоком в ассистенты, когда Джон временно порывает с ним после выяснения отношений в ресторане на Мэрилебон-роуд («The Empty Hearse»). Кроме того, именно Молли посвящается в детали проведения операции с кодовым названием «Lazarus». Наконец, только с Молли Шерлок поддерживает примерно тот же дружелюбно-саркастический стиль общения, что и с Джоном.

Итак, перед нами три женских персонажа сериала, которых я позволил себе не без некоторой иронии, но с исключительно добрыми намерениями, окрестить «женщинами Шерлока». Каждой из них посвящен отдельный очерк, ибо каждая из них заслуживает отдельного рассказа, независимо от своей вовлеченности в орбиту влияния гениального Шерлока Холмса. Очерки про героинь я располагаю in order of appearance: сначала про Молли Хупер, затем про Ирен Адлер, в завершение — про Джанин.
Tags: Шерлок: версии, Шерлок: персонажи
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author