Элла Дмитриева (jacopone_da) wrote in sherlock_series,
Элла Дмитриева
jacopone_da
sherlock_series

Category:

Каждый кадр — история: интервью с оператором Стивом Лосом (2)

Источник

Первая часть

В.: Что делает оператор-постановщик? Например, в первой серии третьего сезона «Шерлока», в «Пустом гробе», что вам предстояло сделать?

О.: Всё начинается с предварительной подготовки. Как только вас взяли на борт, начинается работа с режиссером, продюсерами, сценаристами и особенно с художником-постановщиком. С художниками по костюмам, по гриму. Что вы делаете на этом этапе? Заглядываете в сценарий и «Так. Как мы воплотим вот это? Как выполним эту работу?» Очень часто вы читаете сценарий от начала до конца и думаете: «Как мы это сделаем? Где нужна иллюзия? Где нужна реальность?»

Потом вы с администратором по площадке ищете места, в которых все это будет происходить. И вы говорите ему, что сработает, а что нет. Очень ли это дорого в смысле съемки, освещения, электричества, всё такое. На этот процесс влияет всё. Влияет творческий выбор автора, влияет состояние финансов — причем от финансов никуда не деться, вас приводят в комнату, и она великолепна, но освещение будет стоить 50 тысяч фунтов, так что продюсер развернется и просто уйдет оттуда. Поэтому вы входите туда и говорите: «Это прекрасно, но мы разоримся на освещении. Может быть, снять вот этот кусочек, будет то, что надо».

На этом предварительном этапе вы обсуждаете сценарий и думаете, как это воплотить, перенести на экран. Говорите с режиссером о том, чего он хочет, как он видит вот эту сцену, какую мысль хочет донести, хочет ли он тут съемку со Стедикамом или с операторского крана, думал ли он об этом вообще.

Например, первая серия с Полом [Мак-Гиганом]. Все съемочные площадки построены на одном уровне. Гостиная на Бейкер-стрит, лестница, ведущая из нее — всё на одном уровне, рядом, потом спускается вниз. Пол это увидел и был весьма разочарован из-за того, что площадки расположены не друг над другом. Да так никто и не делает, разве что для Дэвида Финчера. Практичнее строить их на одном уровне. Но Пол хотел снять весь переход по лестницам и выход на улицу. Он спросил: «И как же мы это сделаем?», а я ответил: «Вытеснением изображения». Так что мы работали со Стедикамом и вытеснением; на верху лестницы Бенедикт [Камбербэтч] идет прямо на камеру, она темнеет, мы продолжаем съемку дальше вниз [следующий пролет лестницы и выход из 221B]. В этом эпизоде четыре перехода, снятых с операторского крана, последний — когда мы выходим на Бейкер-стрит [Норт-Гоуэр-стрит], а потом мы пускаем Джона, чтобы он пересек кадр, создал плавный переход и привел нас к крану. Вы видите это как один непрерывный эпизод, конечно, если вам расскажут, вы заметите переходы, но по сути это смотрится как непрерывная съемка. Вот чем мы занимаемся на предварительном этапе. Мы изобретаем, как технически решить творческие проблемы.

Ближе к началу съемок у нас так называемая техническая разведка, когда все занятые в фильме начальники групп садятся в автобус и объезжают... всё вокруг. На месте мы выходим со своими бумагами. Например, на крыше Бартса [больницы Св. Варфоломея], мы забираемся и смотрим: «Так, будем ставить камеру? Где? Что для этого надо?» Мы всё обсуждаем, а в конце я составляю списки того, что нам понадобится — дополнительное освещение, съемочное оборудование и так далее, свожу все списки в один и запускаю в производство.

Потом у нас производственное совещание, оно длится целую вечность. По 8 часов иногда. Там мы составляем расписание, что в какой день мы будем снимать. И тут каждый выступает со своими проблемами, вопросами, со своими решениями, если случится так, то как мы сделаем вот это, и т. д.

Например, мы снимаем в Бартсе, но не можем же мы закрыть больницу! Это общественная собственность. И так всегда, если вы снимаете в Лондоне, вы не можете очистить район съемки от людей, потому что а) Лондон вам этого не позволит и б) это вообще технически невозможно. Поэтому вы учитываете возможность присутствия большой толпы и т. д. Странно, что нам не приходилось об этом думать в первом сезоне. Тогда мы пускали Бенедикта [Камбербэтча] и Мартина [Фримена] через Трафальгарскую площадь перед Стедикамом в «Слепом банкире», и где-то на заднем плане происходящим едва интересовались три каких-нибудь девушки, потому что замечали камеры, а так никто и ухом не вел. Теперь так не сделаешь. Приходится много планировать и много думать.

Как оператор-постановщик, я руковожу тремя группами: сотрудниками постановочного цеха, электриками и операторами. В постановочном цехе у нас 2-3 человека, чаще всего два. Наша система отличается от американской, у нас есть дольщик и ассистент. С электричеством у меня работают пятеро: главный осветитель, первый помощник и трое техников-осветителей. В операторской группе «Шерлока» - да в любом сериале, который я сейчас снимаю, работают две камеры, так что я сам снимаю одной камерой, а другой оператор снимает камерой А или В. Зависит от фильма. Так что у нас два первых ассистента оператора, или ассистенты на фокусе. И два вторых ассистента, или «хлопушки», как мы их называем. Еще один стажер и, возможно, один ответственный за видеоконтроль и мониторы.

На этом предварительном этапе я отправляю информацию своим группам. Главный осветитель, первый помощник, оператор и его команда ездят со мной на разведку, они видят место съемок и уточняют, что и где им нужно. Я отвечаю на их вопросы, объясняю непонятное.

Потом наступает первый день съемок, скажем, «Пустого гроба», и мы начинаем — а нормальный съемочный день для нас длится с восьми до семи. Поэтому я приезжаю на место в семь, за час до начала. Завтракаю дома или на площадке. «Пустой гроб» мы начали снимать со сцены, где миссис Хадсон моет сковородку, а тут возвращается Шерлок. Наша первая сцена.

В студии я всегда пытаюсь осветить всё как можно сильнее, потому что наши рабочие дни очень загружены. Мы снимаем серию «Шерлока» за 21 день. Студия выстроена, меблирована, подготовлена. Я пытаюсь выкроить день до начала съемок и прикинуть размещение светоустановок для создания освещения дня, ночи, вечера. В студии у меня всё подсоединено к темнителям. И еще — в студии я работаю только с лампами накаливания, они традиционны, но хорошо служат до сих пор. Все источники света пронумерованы. Все подсоединены к пульту регулировки освещенности. Это такая большая панель, похожая на панель микширования звука в студии звукозаписи.

В первый день съемок вы приходите и «так, что будем снимать сначала?» И вот, эта первая съемка — медленный наезд на миссис Хадсон через дверной проем. И оказывается, что этот дверной проем снаружи совершенно не отделан, это же декорация, съемочная площадка. Ну вот, Арвел Вин Джонс [художник-постановщик], с которым у меня очень хорошие отношения (мы не только коллеги, но и друзья)... на месте еще резервный арт-директор, задача которого — проверять соответствие площадки видению Арвела. Первое, что я говорю арт-директору: «Режиссер хочет снимать через дверной проем, а там снаружи нет притолоки. Позвоните Арвелу (потому что он тут же наверху). Надо достать где-нибудь кусок перегородки и прикрепить его туда, чтобы снять этот фрагмент». Так мы решаем проблемы. Одного делать не стоит — обращаться к режиссеру и объяснять ему, что снять по его замыслу невозможно, потому что дверной проем не отделан. Вы в любом случае говорите: «Ладно, сделаем. За десять минут. Надо разыскать кусок перегородки». Так что мы добываем перегородку, утаскиваем ее откуда-нибудь с той же площадки, устанавливаем, ставим там столик с лампой, чтобы создать атмосферу, и снимаем. Наконец-то, первый кадр. Потом переходим к близкой съемке отскребаемой сковородки, и так буквально весь день. У тебя на руках список запланированных сцен, и ему надо следовать, буквально продираться через эти сцены и не задерживаться особенно, потому что иначе времени, потраченного зря утром, тебе не хватит после обеда.


Стив Лос. С разрешения автора, Роберта Вигласки.

В.: Так что ко времени начала съемок всё заранее распланировано?

О.: Ну да, всё должно быть тщательно спланировано. Беда в том, что так никогда не получается (смеется). У меня есть отличный пример - когда производство работает с такой скоростью, что вы как будто пытаетесь поймать собственный хвост. В «Пустом гробе», помните, внутренность подземки, это специально выстроенная съемочная площадка, удивительное творение Арвела. Я пришел туда утром, в день начала съемок. Целый день мы должны были снимать на Стедикаме сцену с участием их двоих, и вот я прихожу утром, а Арвел и его арт-директор Даф [Шурмер] спешно приклеивают последние куски провода, они занимались этим всю ночь. Как когда парень устраивает вечеринку в отсутствие родителей, потом пытается всё привести в порядок (смеется), а краска никак не сохнет. Обстановка всё время меняется.

Меняется даже сценарий. Не всегда он утвержден и подписан. Предполагается, что начинаешь снимать с готовым сценарием на руках, но вдруг на третий день всё переписывают — может быть, кому-то из администраторов в Лондоне перестала нравиться какая-то часть сценария, он ни с того ни с сего решает ее переписать. И так внезапно тебя оповещают об изменениях, и всё, что ты подготовил, можно выкинуть в окно. Мы долго готовимся, и в идеальном мире подготовка целиком воплощалась бы в работу. Но здесь у нас 40% времени, потраченного на подготовку, тратится напрасно. Я люблю готовиться к работе заранее, знать, что всё пойдет в соответствии с планом А, например. Мой прежний начальник обычно отвечал на вопрос, кем он работает, так: я монтер в цирке. Это правда, потому что на самом деле приходится практически жонглировать. Быть невероятно гибким. Конечно, есть план, есть понятие о том, чего хочешь, но надо всегда быть готовым меняться, очень быстро перестраиваться.

Пример - Пол [Мак-Гиган] в первом сезоне. Пол никогда не соглашается на твое первое предложение. Я быстро понял: говоря, что твое первое предложение ему не нравится, он просто хочет добиться от тебя чего-нибудь получше. Всё верно, надо стремиться к лучшему! Но когда ты понимаешь это, ты подбрасываешь ему сначала пустышку (смеется), а уж потом предлагаешь настоящую идею. Что ж, это снова вопрос отношений.

Меня однажды спросили, как мы разработали внешний вид и стиль «Шерлока». Я рассказал, как мы с Полом сели вместе... вы видели пилот?

В.: О да, совершенно другое впечатление.

О.: Странно, ведь мы видели пилот. К тому моменту я уже получил эту работу. Пол [Мак-Гиган] дал мне DVD и спросил: «Как оно тебе? Скажи, что думаешь». Я знаю режиссера и оператора-постановщика пилота, я знаю, что у них были бюджетные ограничения и т. д. Но после просмотра Пол и я согласились, что у нас он так выглядеть не будет. Мы задрали планку на почти недосягаемую высоту. Наверно, нам было с чем сравнивать... но мы хотели сделать не просто чуть лучше, чем пилот. Что хорошо у Пола — у него опыт съемки художественных фильмов, он видит всё большим, настоящим. На телевидении есть такая тенденция — удовлетворяться малым, «и так хорошо». Можно весь день твердить, что всё хорошо, что и так сойдет, а результат будет очень средненьким. Ладно, согласен, и так сойдет, но моя задача — сделать лучше. Таков мой подход к работе, я не хочу заниматься очевидным. И не хочу заниматься таким... вы же видели сериалы, где стиль вытеснил содержание. Они похожи на рекламные ролики. Очень красивая реклама ни о чем.

Мы с самого начала поняли одну вещь о «Шерлоке» - раз у нас есть Бенедикт [Камбербэтч] и Мартин [Фримен] и к тому же прекрасные диалоги, невозможно совсем всё испортить. Чтобы всё испортить, надо очень постараться. Наша задача — создать вокруг них мир и работать с ними вместе. Вот то, что мы с Полом решили сделать... что я всегда пытаюсь делать, — это создавать мир вокруг людей, вокруг истории, которую здесь рассказывают. Мы так и поступили. Тяжелое это было время — съемки первого сезона. Сью [Вёрчу], продюсер, постоянно беспокоилась, что кадры слишком темны, а мы слишком смелы. Как будто мы на грани чего-то такого... Так всегда судят о телевидении и кино, о том, что в кино можно гораздо больше себе позволить. По-моему, это чепуха. У нас невероятно образованная аудитория. Мы выросли на фильмах Спилберга, на великом кино. Мы слушаем и смотрим оперу. Большинство людей к 18 годам уже прекрасно разбираются в искусстве. И вдруг вам говорят, что зритель не заметит, не поймет... чепуха. В наше время все всё видят и понимают. Может быть, не всегда могут определить, описать, в чем разница, но они эту разницу видят. По-моему, это действительно важно. Вот что внес Пол [Мак-Гиган] в первый сезон — это полномасштабное видение, мышление, решимость сделать фильм таким, каким нам хочется его видеть. Какая разница, телевидение это или кино? Давайте делать как надо. И это продолжается дальше.

Интересно получилось, ведь в первом сезоне я работал над второй серией [«Слепой банкир»] с Эросом Лином — так странно работать с разными режиссерами. Только привыкаешь к одному, да и устаешь после съемок блока с одним, как является следующий, я называю их «кролики Duracell». Они брызжут идеями, кипят энергией, а группа как будто уже измотана. Очень редко им приходит в голову сказать: «Мне нравится ваша предыдущая работа, будем продолжать в том же духе». Чаще всего им хочется всё изменить по своему вкусу. Мне это очень трудно, привыкаешь к стилю, к атмосфере, работаешь с кем-то рука об руку, работаешь напряженно, это похоже на любовную связь, семейные отношения — и вдруг всё, конец, иди дальше, теперь ты работаешь с другим. Иногда получается, иногда нет. Бывает очень тяжело.

Tags: Шерлок: создатели
Subscribe

  • Шерлок на кушетке

    Дорогие сообщники, хочу предложить вашему вниманию главу из будущей книги, которую мы с моей коллегой и подругой пишем уже какое-то время. Она - о…

  • Дело о Кровавой Башне

    Доктор Ватсон ведёт расследование дела Ричарда III В прошлую субботу на ВВС2 завершился показ второго сезона "Пустой короны",…

  • Мир Шерлока Холмса: Все счастливые семьи...

    Мир Шерлока - мир, в котором мы живём. Он привычен и комфортен, он сидит по фигуре, как повседневная одежда, нигде не давит, как разношенная…

Comments for this post were disabled by the author

  • Шерлок на кушетке

    Дорогие сообщники, хочу предложить вашему вниманию главу из будущей книги, которую мы с моей коллегой и подругой пишем уже какое-то время. Она - о…

  • Дело о Кровавой Башне

    Доктор Ватсон ведёт расследование дела Ричарда III В прошлую субботу на ВВС2 завершился показ второго сезона "Пустой короны",…

  • Мир Шерлока Холмса: Все счастливые семьи...

    Мир Шерлока - мир, в котором мы живём. Он привычен и комфортен, он сидит по фигуре, как повседневная одежда, нигде не давит, как разношенная…