Элла Дмитриева (jacopone_da) wrote in sherlock_series,
Элла Дмитриева
jacopone_da
sherlock_series

Category:

Каждый кадр — история: интервью с оператором Стивом Лосом

Огромное интервью. Буду частями переводить и выкладывать. Приятного чтения!

Беседовала Мэри Джо Уоттс (mid0nz)
Источник


Бенедикт Камбербэтч (слева) в роли Шерлока и Стив Лос (справа). С разрешения автора, Роберта Вигласки.

Я безнадежно, безумно очарована «Шерлоком». Не в состоянии умерить восторг по отношению к этой новейшей адаптации великого канона Стивеном Моффатом и Марком Гэтиссом. В 43 года я с гордостью могу назвать себя бессовестной фанаткой сериала, одной из миллионов, составляющих его глобальный фандом.

Просматривая титры «Большой игры», захватывающей кульминации первого сезона, я обнаружила, что с головой погрузилась во вселенную «Шерлока» благодаря его потрясающим визуальным эффектам. В той серии шла речь о картине Вермеера, и восхитительное освещение в основной сцене напоминало о голландском мастере.

Те титры открыли мне, что именно Стив Лос превратил телевизионную съемочную площадку в Кардиффе в дом по адресу 221B Бейкер-стрит, Лондон. Нет, не в обитель литературной легенды Артура Конан Дойля, мистера Шерлока Холмса, а в настоящую квартиру, где чаще всего проживает современный Шерлок в исполнении Бенедикта Камбербэтча. Уютное местечко. В гостиной два огромных окна, впускающих море света, а внизу — шумная улица. 221B Лоуэса так же реален для меня, как любое место, где я была счастлива.

В университете я изучала СМИ и теорию кино. Почти два года я пишу в своем блоге о «Шерлоке»: о музыке, костюмах, реквизите и сюжетных линиях. Но всегда возвращаюсь к визуальному ряду — его построению, кадрированию, освещению. Уже снято девять полнометражных серий «Шерлока», составляющих три сезона. Пять из них снимал Лос : все серии первого сезона и две первых серии третьего.

Готовясь к этому интервью, я посмотрела столько разнообразных работ Лоса, сколько смогла. На рождественские праздники 2013 года вышли в свет три недавних проекта Лоса: две серии «Шерлока», его первая большая костюмная драма «Смерть приходит в Пемберли» и «Трактат Миддот», маленький шедевр М. Р. Джеймса в жанре рассказа о привидениях, поставленный Марком Гэтиссом. Фантастика, просто фантастика.

Я не профессиональный писатель или журналист. Я фанатка и блогер. А Стив Лос — оператор-фрилансер. Его мнения принадлежат только ему, а не BBC или Hartswood Films. Наша беседа происходила 30 января 2014 года.

Вопрос: Как вы стали кинооператором?

Ответ: В старших классах я занимался фотографией в курсе искусства. Я всегда хотел фотографировать. Мальчишкой не выпускал фотоаппарат из рук, начал с Инстаматика, потом дорос до Полароида и 35-миллиметрового. Меня это очаровывало. Мне нравится в фотографии сочетание техничности и художественности. Мне было суждено стать фотографом.

В конечном итоге я взял свободный год, в 18 лет поехал в летний лагерь в Штаты, и это очень изменило мои взгляды на жизнь. Это был ценнейший опыт, о котором я раньше и не подозревал.

В.: А где именно?

О.: Это было в Пенсильвании, в местечке под названием Конец Тропы (Trail’s End), в роскошном лагере для очень богатых детей американских евреев. Я подружился с парнем из Нью-Йорка, еще с одним из Нового Орлеана. Я ездил повсюду на автобусе «Грейхаунд». Я купил проездной на все направления. Это открыло мне глаза. В 18 лет оказаться вдали от дома, ездить на автобусе по Америке, которую ты столько раз видел в кино, и всё такое. Это изменило меня, заставило искать чего-то другого, большего.

Вернувшись домой, я нашел курсы операторов. Мне хотелось заняться этим вплотную. Поехал в Манчестер и три года учился в киношколе. Это была киношкола общего профиля, не такая, как большие школы в Великобритании или Лос-Анджелесе. Скорее университетский курс, удовлетворяющий любые запросы. Вас там могли сделать и режиссером, и помощником оператора, да кем угодно. Учили всему понемногу, все приходилось пробовать. Я был продюсером, режиссером, редактором, делал всё. Я всегда хотел снимать, мы и снимали — на пленку 16 мм, видео высокого разрешения, по правде говоря, это было не настоящее HD видео, а то, что его заменяло в то время, еще я много снимал на кинопленку Супер-8. Я играл, всё пробовал, делал то, что нравилось.

По окончании колледжа было тяжело с работой. Это такая индустрия, где трудно стать своим. Я был безработным почти четыре месяца, как каждый выпускник. Просматривал все объявления в газетах, искал любую зацепку. Уже не надеялся ничего найти.

И тут мне предложили работу на канале домашнего шопинга, QVC. Тогда канал только пришел в Англию, и они искали оператора для управления студией в Лондоне. Я ничего плохого не почуял и подумал: почему бы и нет? И пришел на собеседование. И был принят. Прихожу в первый день, начинаю понимать, что к чему. И меня охватывает страх. Доработал до обеда и решился. Сказал себе: «Я уволюсь в конце дня. Я не собираюсь делать это. Потому что потом это далеко меня заведет, не туда, куда я хотел бы зайти». В конце дня я ушел. Родители, все окружающие думали, что я идиот, на мне висел еще долг за обучение, надо было работать. Но я верил — что-нибудь подвернется, это было не то, чего я хотел, а в жизни нельзя делать то, чего не хочешь делать. Так что я еще некоторое время оставался безработным.

Моя хорошая подруга по колледжу, она потом ушла в другой университет, мы дружили еще со школы, Аннабелла, была знакома с парнем по имени Олли Теллетт, ассистентом оператора на фокусе. Она посоветовала поговорить с ним о месте стажера для меня. Мы оба происходим из одного английского города — Уинчестера. Мы столкнулись в пабе, поболтали, и он рассказал, что снимает в Уэльсе фильм и приглашает меня стажером. Без оплаты, без жилья, вообще без ничего. Три месяца буквально загибаться, спать где-нибудь на полу — хочу ли я этого? Я сказал: «Конечно, это то, что надо». Я поехал и выполнил эту работу. Я был стажером. Очень скоро они снова взяли меня на съемки, на этот раз вторым ассистентом оператора. Я работал с Олли почти десять лет.

Два года мы делали все подряд, дополнения, кусочки, вставки, малобюджетные фильмы, а потом начали работать с парнем по имени Даф Хобсон, он очень известный английский кинооператор. Это значит — много телевизионных сериалов. Мы работали с ним около десяти лет. Потом Олли начал работать на стороне, все время ассистентом на фокусе, так что я стал ассистентом на фокусе в группе Дафа. Ныне Олли, наверно, один из лучших английских ассистентов на фокусе. Он работал на съемках «Гравитации». Его резюме — список художественных фильмов... он снимал все большие студийные картины у нас в стране. Мы до сих пор очень дружим. Он стал развиваться в этом направлении, а я еще несколько лет работал с Дафом.

Получилось так, что я стал оператором во второй группе у Дафа, и мы снимали сериал «Улица» Джимми Мак-Говерна, и ему предстояло снять первый и третий блоки. Часто бывает, как с «Шерлоком» - запланированы три серии, или даже шесть, а снимают блоками, например, ты снимаешь первую и вторую серии за шесть недель. Другой режиссер и другой оператор снимают третью и четвертую за те же шесть недель, а часто ведущий режиссер и операторская группа делают первую и третью. Иногда вы делаете всё, если это как «Шерлок». Так вот, мы сняли первый блок, я был оператором, поработал пару дней, а потом он и говорит: «Больше я не вернусь сюда, не хочу этим заниматься. Некоторое время отдохну, осмотрюсь, а тебя предложу вместо себя». А я подумал: «Они меня никогда не возьмут. У меня опыт только в качестве ассистента, а тут нужен оператор». Но вслух сказал — отлично, если получится, очень хорошо. Посмотрим, как оно будет.

Я поехал с женой в Нью-Йорк к другу, с которым познакомился в том летнем лагере, и в четыре часа утра звонит продюсер и предлагает мне работу. Это было в 2006 году. Я прыгал по комнате прямо в трусах и радовался: вот оно, вот мой шанс. Это сериал BBC, пойдет в прайм-тайм, будет два года подряд получать премии BAFTA и RTS. Это был самый известный сериал на наших экранах, кроме «Шерлока», разумеется. Я прыгал от радости, а потом меня охватил страх. Что за черт, как я собираюсь это делать? Я не готов. Так всегда бывает в жизни, что-то подворачивается, вы тревожитесь из-за этого и думаете, что ничего не сможете.

Мы вернулись домой. Я поговорил с Дафом, сказал: я так нервничаю и все такое, бла-бла-бла. А он в таком духе: «все в порядке, ты работал ассистентом 15 лет, снимал все эти такие разные фильмы, ты знаешь, как это бывает. Ты все расставишь по местам». Он великий наставник. Если с ним работаешь, он всегда объяснит, что делает и зачем. Он был моим учителем. Все, что я делаю сейчас, все, что вы видите, большей частью от него. Не столько стиль и техника, сколько подход. Твой подход к съемке.

Я снял «Улицу». Вряд ли я когда-нибудь отдавался работе с такой энергией, с таким желанием успеха. Кажется, полтора месяца я провел на бегу, потом мы закончили, мы это сделали. Все были очень рады. И режиссер, Дэвид Блэр, сразу предложил мне другую работу. И всё покатилось, как снежный ком, и теперь вот всё как оно есть — разные режиссеры, разные компании, разная работа. Я могу выбирать разные проекты по разным причинам.

Большинство этих проектов я выбрал из-за режиссера. Но всегда есть такое, как «Шерлок». В первом сезоне меня пригласили на собеседование с режиссером Полом Мак-Гиганом. Я не знал, что будет так, как вышло. Я встретился с ним в ресторане в Кардиффе. Два часа мы говорили о всевозможных вещах, о том, что мы любим и чего не любим, а потом они дали мне эту работу. Это так интересно. Собеседования — это всегда... тебя приглашают на собеседование либо потому, что режиссеру нравится твоя работа, либо твоя работа нравится продюсеру. Очень редко собеседование тебе добывает агент. Обычно кто-то видел твою работу, твой фильм, он понравился, например, они видели «Шерлок» и им понравилось.

Что я заметил на собеседованиях — в конце концов ты испытываешь их точно так же, как они тебя, потому что следующие три месяца своей жизни ты невероятно интенсивно будешь работать вот с этим человеком. Очень трудно уйти от этих отношений, если они станут разрушительными. Это как встреча двух собак. Вы вроде бы приглядываетесь друг к другу, обнюхиваете друг друга, стараетесь вывести на чистую воду и, наконец, принимаете решение прямо на месте, за то небольшое время, которое у вас есть. Часто со мной бывает так, что я просто доверяю, но... Ты знаешь, что иногда можешь ошибиться. Сидишь на собеседовании, и этот парень прямо-таки восхитителен, и ты приходишь на работу в первый же день, и хлоп... Но все люди разные.

Вот что я узнал за эти годы: «хорошо-плохо» - плохое различение. Все люди разные. Все вещи разные. В творчестве не бывает хорошего и плохого, мне кажется. Только разные мнения. Что хорошо для одного, не обязательно хорошо для другого. И это не плохо. Я думаю, если люди могут что-нибудь сильно любить или не любить, - это хорошо.


Стив Лос. С разрешения автора, Роберта Вигласки.

Tags: Шерлок: создатели
Subscribe

  • Шерлок на кушетке

    Дорогие сообщники, хочу предложить вашему вниманию главу из будущей книги, которую мы с моей коллегой и подругой пишем уже какое-то время. Она - о…

  • Дело о Кровавой Башне

    Доктор Ватсон ведёт расследование дела Ричарда III В прошлую субботу на ВВС2 завершился показ второго сезона "Пустой короны",…

  • Мир Шерлока Холмса: Все счастливые семьи...

    Мир Шерлока - мир, в котором мы живём. Он привычен и комфортен, он сидит по фигуре, как повседневная одежда, нигде не давит, как разношенная…

Comments for this post were disabled by the author

  • Шерлок на кушетке

    Дорогие сообщники, хочу предложить вашему вниманию главу из будущей книги, которую мы с моей коллегой и подругой пишем уже какое-то время. Она - о…

  • Дело о Кровавой Башне

    Доктор Ватсон ведёт расследование дела Ричарда III В прошлую субботу на ВВС2 завершился показ второго сезона "Пустой короны",…

  • Мир Шерлока Холмса: Все счастливые семьи...

    Мир Шерлока - мир, в котором мы живём. Он привычен и комфортен, он сидит по фигуре, как повседневная одежда, нигде не давит, как разношенная…