irrationalnotes (irrationalnotes) wrote in sherlock_series,
irrationalnotes
irrationalnotes
sherlock_series

musical performance by britten oboe quartet and benedict cumberbatch

всё началось с того, что на "the game is on" моя соседка (по необыкновенно счастливой случайности оказавшаяся таней halflink) сказала, что этот концерт посетить стоит. билет был куплен тут же, в перерыве (связь о2 в этот день работала стабильно).
и вот, в воскресенье вечером я доехала до уимблдона, за час сорок минут до начала, потому что google maps находили аж три церкви троицы (trinity church), и две из них были в уимблдоне. с моим везением очень опасалась придти не к той церкви.
но у первой же стало понятно, что я в нужном месте. сложно предположить, что группа из 8-10 радостных барышень соберётся у церкви в семь вечера по каким-либо иным причинам.



как это обычно случается, завязался разговор сами знаете о ком, и мне сообщили, что бенедикт здесь и буквально только что ушёл, предположительно выпить кофе до начала, и что он был не в духе. 
не нахожу в этом ничего удивительного, у человека совершенно сумашедший график. но тогда я расстроилась ненадолго, так как подумала, что это отразится на концерте. и как только я могла сомневаться в его профессионализме? 
за разговорами время летело быстро и ноябрьская промозглость незаметна.  в какой-то момент появилась таня halflink, чем немало скрасила мой вечер.
затем прошли музыканты, виолончель, альт и скрипка. а гобоист появился позже, в обществе бенедикта (насколько я успела разглядеть). причем их я бы вообще не заметила, если бы не возглас тани "кепочка". я оглянулась, и у меня перехватило дыхание. бенедикт, действительно в кепочке, клетчатой. я успела разглядеть профиль, и этот ракурс (и головной убор) отдалённо напомнил сцену с выходом и маскировкой в "a scandal in belgravia".
ещё немного ожидания, и открыли двери. было две очереди, для тех кто уже с билетами, и для тех, кто должен был забрать их на кассе.
церковь троицы представляет собой очень типичную англиканскую церковь, неотличимую от сотен других по стране. стандартный набор: узкий колокольный шпиль, высокие своды, колонны, поддерживающие арочный коридор по периметру, алтарное возвышение, сдержанная лепнина в избранных местах. и орган.
голые каменные стены хорошо отражают звук, но арочные своды и общая ребристость поверхностей обеспечивают равномерное распределение и усиление звука и спасают от слишком сильного эха.
так что англиканские и католические церкви идеально подходят для камерных концертов.
в зале было 22 ряда примерно по 18-20 сидений на каждом. зал был полный. 
очень краткое вступительное слово от одного из организаторов (я сначала приняла егт за традиционного конферансье, но позже выяснилось, что николас дэниэл совмещал игру на гобое с объявлениями произведений), которое, в приниципе, свелось к просьбе не фотографировать во время концерта и выключить телефоны.
и наконец на сцену вышел квартет: гобой (и английский рожок), виолончель, альт и скрипка. после аплодисментов николас поприветствовал публику, извинился перед теми, кто пришёл исключительно ради бенедикта, за то, что сначала придётся послушать сорок минут музыки: "first you'll have to sit through 40 minutes of violent abstract music... no-no, the music isn't that bad,  i hope you'll enjoy it." затем он кратко объяснил устройство гобоя и английского рожка,который представляет собой разновидность гобоя. упомянул, что адажио для английского рожка и струнного трио, с которого они начнут концерт, стало одним из последних сочинений моцарта, толком незаконченных, и позже оно было восстановлено по сохранившимся записям.
и это был очень типичный моцарт. мягкая, гармоничная музыка. идеальный выбор для того, чтобы настроить слушателей на нужный лад.
затем было нечто абсолютно противоположное. композитор элизабет  лютенс прожила очень сложное детство и отрочество, отягощённое теософическими увлечениями матери и влиянием теософоского сообщества. сама элизабет нашла отдушину в музыке, а вот её сестра страдала от душевных расстройств. и как раз это произведение, "o absalom",  было посвящено сестре.
даже без вступительного объяснения было бы слышно, что это произведение стремится передать надлом, отчаяние и неуравновешенность. струнные задавали рваный, слегка истеричный фон, и гобой метался кругами, словно в замкнутом пространстве.
последовавшая за этим "фантазия для квартета" бенжамина бриттена успокоила своей упорядоченностью. струнные легко и без усилий маршировали в горизонтальной плоскости, а гобой вился в перпендикулярной, оплетая стройные ряды марша. мне это напомнило виноградник: организованные отмеренные ряды грядок, но всё это заплетено хаотичными виноградными лозами.
так пролетели сорок минут. и после двадцатиминутного перерыва все вернулись на свои места и перестали дышать - наступило время для шести метаморфоз овидия и бриттена.

*ремарка в сторону: бенджамин бриттен - английский композитор двадцатого века. его часто описывают, как очень английского, что есть сущая правда. он всю жизнь прожил в саффолке, восточная часть англии. и английская глубинка очень слышна в его музыке. 
на пост-советском пространстве он известен, как композитор писавший специально для ростроповича. концерты для виолончели бриттена захватывают дух. но мне ещё ни разу не удавалось услышать его соло для гобоя вживую. из-за пресловутой английскости бриттена сравнительно редко исполняют за пределами британии, и, как правило, выбирают самый известный концерт для виолончели.*

так что для меня "метаморфозы" были двойной дозей плюшек.

и вот на сцену вышли двое мужчин. у одного в руках гобой, у второго - несколько листков бумаги. они о чём-то переговариваются вполголоса. по жестам можно угадать, что николас отметил состав и ожидания большей части публики

*ремарка в сторону: интересно, каково было музыкантам осознавать, что весь этот полный зал - совсем не из-за них, играющих *весь* вечер, а ради 15 минут декламации овидия?..*

первый отрывок был о пане и наяде сиринге (свирели). бенедикт любезно пояснил, кто такой пан.
конечно же, зачитывались лишь фрагменты (на полный вариант уйдет не один час. эх, какая была бы аудиокнига) - встреча с сирингой, погоня, её мольба о помощи, превращение в тростник и пан, таки сумевший заполучить наяду, пусть и в виде свирели.

второй фрагмент был о фаэтоне, который на свой день рождения вымолил у гелиоса, своего отца, разрешение один день выехать на солнечной колеснице вместо гелиоса, и о том, чем всё это закончилось.
на мой вкус, это был самый грустный музыкальный фрагмент. гобой буквально плакал, как те нимфы, горевавшие по фаэтону и чьи слёзы превратились в янтарь.

бенедикт сначала сразу начал декламировать, но на полуфразе оборвал сам себя, улыбаясь и поясняя, что чуть не забыл объяснить, о чём метаморфоза. впрочем, остальные четыре фрагмента были без комментариев.

в третьем отрывке метаморфоз рассказывалось о ниобе, гордой и счастливой матери четырнадцати детей. гордость её и погубила, так как она похвасталась, что в счастье материнства превозшла саму латону, мать аполлона и артемиды. та разгневалась и отправила своих близнецов в наказание убить всех детей ниобы. та заклинала пощадить хотя бы самого младшего, но нет. после этого несчастная превратилась в плачущий камень.

*ремарка в сторону: у г.л. олди в дилогии "герой должен быть один" гермес признается в том, что не умеет убивать детей и упоминает, что "Вон Аполлон с Артемидой у болтливой Ниобы не то дюжину детей перестреляли, не то вообще два десятка (кто их считал, покойников-то?!), а потом сияли, как солнце в зените, и все хвастались, что ни одной стрелы зря не потратили!"*

и если музыкальная часть оставила меня относительно равнодушной, то декламация бенедикта продрала до глубины души. одними лишь интонациями (жестикуляция была очень сдержанная) он передал сначала гордость ниобы, затем отчаяние и глубокую скорбь, словно он сам был очевидцем медленного и мучительного превращения в камень.
четвёртый фрагмент был о бахусе-вакхе, и следовательно, радостнее предыдущих. дионис бромий не умеет печалиться, и на его пирах всегда слышны голоса пирующих. 

пятый фрагмент, знаменитая трагедия нарцисса, звучала особенно убедительно в исполнении бенедикта. не берусь пересказывать гобой, отмечу лишь то, что это пока что самое лучшее, что я слышала из написанных соло для этого инструмента.

заключительный фрагмент, превращение аретузы, отличался от остальных повествованием от первого лица. и когда слышишь Этот Голос, описывающий от первого лица омовение в реке альфее, то в мозге случается короткое замыкание.
оставшаяся часть концерта состояла из квартета для английского рожка жана франсе, первая часть которого невыносимо напоминала мне уличную песню "купите бублики", и квартета для гобоя в фа мажоре (не думайте, что я такой знаток классической музыки, просто нашлась программка с концерта).

и бонусом было стихотворение "лунная ночь" йозефа фон эйхендорфа, на немецком с английским переводом. немецкий вариант читал николас дэниэл, английский - сами знаете кто.

moonlit night

it was as if heaven 
had quietly kissed the earth, 
so that earth with its shimmering blossoms 
could only dream of heaven. 
the air went through the fields, 
the ears of corn swayed gently, 
the woods rustled softly, 
the night was so clear and starry. 
And my soul spread 
its wings out wide, 
flew through the quiet lands 
as if it were flying home. 

заключительные строки сопровождались взглядом устремлённым вдаль и ввысь, и соответствующим жестом правой руки. вот-вот улетит.

в комментариях к предыдущему посту о концерте спрашивали об одежде. насколько я могу судить по своему опыту посещений концертов в англии и шотландии, камерные концерты не отличаются строгим регламентом одежды, как это принято в симфонических оркестрах, так что тут ничего необычного. что же до выбора одежды бенедикта, то да, это вид слегкаотличается от того, что мы видим обычно на фотографиях. осмелюсь предположить, что выбор был обусловлен вопросами комфорта и тепла (два слоя). таки ноябрь на дворе. плюс это было относительно скромное мероприятие, без освещения прессой. возможно, бенедикт предполагал, что не будет фотосессий и папарацци и решил отдохнуть? не знаю, могу лишь спекулировать.

отдельно хочется сказать про голос. вот уж действительно, ему можно хоть телефонный справочник вслух читать - умопомрачительный эффект обеспечен. признаюсь, мне приходилось прикладывать сознательное усилие, чтобы фиксировать не только звучание, но и содержание. 

прелесть живого выступления без микрофонов и усилителей заключается в том, что а) нет аппаратурных помех, и б) слышны все мелочи и детали - набор воздуха в легкие, придыхание в паузах, шелест страниц. всё то, что не выживает при полировке студийной записи.


Tags: БК: другие проекты
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author