subject to change (olga_lifeline) wrote in sherlock_series,
subject to change
olga_lifeline
sherlock_series

Рецензия Кейтлин Моран на "Скандал в Белгравии"

Опубликована в The Times. За текст спасибо lornasp.

...Сразу после «Истэндеров» был «Шерлок» – драма, так очевидно ожидаемая в 2012 году, что BBC показала ее всего лишь через 20 часов после начала этого года, возможно, опасаясь того, что наиболее возбудимые фаны могут скончаться от сердечной недостаточности, если им придется ждать еще дольше. Во многих отношениях «Шерлок» не подпадает под определение «телесериал». Тот уровень фандома, какой он порождает, вы бы с большей готовностью ассоциировали с поп-звездой или рок-группой. Люди занимали очередь в 5.30 утра, чтобы купить билеты на премьерный показ в Британском институте кино. Существуют целые сайты, посвященные воображаемым фанами отношениям между Холмсом и доктором Ватсоном. Есть женщины, которые плачут, когда вы произносите слова «Бенедикт Камбербэтч» – и не просто потому, что они мысленно пытаются произнести их по буквам и терпят неудачу.
Итак, обратимся к «Скандалу в Белгравии», первой из трех новых серий, отягощенной непростой задачей превзойти один из самых триумфальных дебютных сезонов в мире. В первые же две минуты Стивен Моффат дал ясно понять, что он не планирует начинать спокойно: жемчужнопопая доминатрикс, известная как «Женщина», вошла в спальню, держа хлыст, и спросила: «Вы плохо себя вели, ваше высочество?» «Да, мисс Адлер», – ответил шикарный голос.
А потом пошли вступительные титры. Ага. Верно. Первая серия нового сезона «Шерлока» была про шантаж на почве садомазохистских увлечений Кейт Миддлтон. Так вам и надо, Waterloo Road [сериал о школьниках и их учителях, затрагивает разнообразные социальные проблемы].
Следующие полтора часа были, выражаясь по-научному, так хороши, как только может быть телевидение: другие теледеятели, должно быть, кусали запястья со смешанными чувствами ревности и восторга. Мало того, что в «Шерлоке» есть такая роскошь, как его список актеров, который гласит «Бенедикт Камбербэтч, Мартин Фриман, Лара Пулвер, Руперт Грейвз», так еще и мощной темой этой серии является «Шерлок Холмс и любовь». Тогда как первый сезон утверждал Шерлока как одного из самых выдающихся людей 21 века – весь он молоко, и лед, и мигание синапсов на миллиард долларов, – этот сезон, напротив, изучает его слабости. Они воздвигли его – теперь они собираются повергнуть его. Или, в данном случае, вывести из равновесия, бросая в него фантастическую пару грудей.
Однако Шерлок не может постигнуть Ирен Адлер – «Женщину» – доминатрикс высокого класса с компрометирующими фотографиями Миддлтон (во всяком случае, на это намекается, но нигде не говорится точно) на ее телефоне.
Ирен Адлер, чью роль исполняет Лара Пулвер, живет в прекрасном доме с монохромными обоями с дамасским узором, и ее помада красна, как дамасская роза. По распоряжению из Дворца Холмс послан в монохромный дом, чтобы добыть фотографии, и Ирен готовится к его приходу.
«Что ты наденешь?» – спрашивает ее любовница/помощница Кейт.
«Боевой наряд», – отвечает Адлер.
Когда прибывает Холмс – глупо притворяясь викарием; он уже действует как идиот – она встречает его обнаженной. Деловой костюм. Он уже побежден – не только молчаливым превосходством ее голой задницы, проследовавшей мимо него на диван, но и ее лицом. Он не может ее прочитать. Холмс, который может прочесть любого – он смотрит на Ватсона, чтобы убедиться: замечает его ботинки, означающие, что вчера у него было свидание, его щетину, означающую, что он пользовался электробритвой, – не может расшифровать ни единой вещи в Ирен Адлер. Она может спрятаться полностью, даже когда обнажена. Особенно когда обнажена. В конце концов, как она напоминает Холмсу: «Как ни старайся, это [маскировка] всегда автопортрет».
Холмс настолько ошеломлен новизной того ощущения, что его перехитрили, что на тот момент даже не понимает, что она ему понравилась.
И Адлер, вопреки всем ее мнениям и природе, тоже нравится Холмс. Адлер столь же умна, как и Холмс, но еще и столь же ущербна: она хранит компрометирующие материалы на своем телефоне, потому что «прокладывает свой путь в жизни» чередой сделок и уловок; у нее есть «друзья», которых она регулярно утихомиривает с помощью шприцов в прикроватной тумбочке. Почти все в мире ей скучно. Секс – это не удовольствие, а просто работа. По-настоящему ее увлекают детективы и детективные истории. Несмотря на то, что она лесбиянка, ее целиком увлекает Шерлок Холмс.
И вот так в «Скандале в Белгравии» полтора часа два странных, быстрых, горячих человека сбивали друг друга с толку: не вполне представляя, почему они выбиты из колеи в присутствии другого; не вполне понимая, что им делать со своими чувствами. У обоих работа, разрушающая эмоции: должны ли они продолжать – или на самом деле довериться друг другу?
Результатом их катастрофической встречи является самолет, стоящий на взлетно-посадочной полосе и полный гниющих трупов, тогда как Майкрофт, британское и американское правительства в отчаянии. «Холмс и Адлер» – это не новые «Харт и Харт» [американский сериал, рассказывающий о влюбленной паре частных сыщиков]. Она предала его, он предал ее, и все подозрения Холмса насчет любви – «Химические процессы невероятно просты и разрушительны» – оправдались. Любовь никогда не сгодится для Холмса.
Он любит, когда у всего есть выводы и окончания. У любви вообще нет выводов и окончаний. А еще он влюбился в ненормальную. Это была большая ошибка.
С 20.10 до 21.40 часто было трудно сказать, какая часть вас получает большее удовольствие: глаза или мозг. Долгое время сценарий несся вперед победной комбинацией сумасбродства, скорострельных диалогов и головокружительных прыжков сюжета, а режиссура Пола МакГигана была роскошной и по-настоящему киношной. Теряется счет моментам, которые выглядят на миллион долларов. Кадр сверху, когда Майкрофт закрывает зонтик и ныряет в кафе, спасаясь от дождя, выглядел, как хореография; Бейкер-стрит, 221б никогда еще не выглядела более роскошно.
МакГиган, казалось, особенно наслаждался в сцене, где Адлер, пытаясь отобрать телефон, воткнула шприц в руку Шерлока, и он уплыл в безумное состояние нарколептического дурмана. Когда Шерлок под наркотиком падал назад, камера повернулась раз, другой около него, и вы не могли сказать, падал он вниз или вверх. Когда он наконец коснулся пола, лицо его того же цвета, как белые вощеные доски, на которые он приземлился. Здесь, во сне, Шерлок оказался на болоте – Адлер рядом с ним, на шезлонге. Это были два нелепых, бледных, элегантных городских существа во всей этой дикой влажной зелени. Холмс все еще не мог говорить, бесчувственный из-за барбитуратов, когда его кровать восстала изо мха, как милосердная могильная плита, и Холмс упал на нее, с меркнущим сознанием переносясь в следующую сцену.
Это был самый душераздирающе прекрасный образец кинематографии, какой вы когда-либо моги видеть, и – в сопровождении роскошного плачущего саундтрека Дэвида Арнольда и Майкла Прайса – оставил вас отходить от ощущения, что вас только что 90 минут кормили омарами, шампанским и трюфелями прямо в мозг.
На следующий день после трансляции сварливая похмельная суматоха началась в нескольких блогах, обвинивших сценарий Моффата в женоненавистничестве. Ирен Адлер в итоге была спасена Холмсом, и спор был о том, что она влюбилась в него, а потом он должен был ее спасать, как какую-то куртизанку-Белоснежку. Очевидно, что, будучи шумной феминисткой, я всегда обращаю пристальное внимание на «женоненавистничество». Но, должна сказать, что ни разу не заметила в «Шерлоке» ничего подобного; за исключением короткого вздоха по поводу того, сколько высококлассных девиц по вызову я встречала на телевидении за все эти годы (около шести миллионов) по сравнению с их количеством, встреченным мной в реальной жизни (ни одной).
Но «Шерлок» – это детективная история, а не «Панорама» [документальная передача BBC, специализирующаяся на журналистских расследованиях]. Его не заботит статистика, и не должна заботить. Все, что я смогла увидеть, – это два ущербных человека, создающие беспорядок в жизни друг друга, пока Мартин Фриман со стороны изображал свои запатентованные «брови Мартина Фримана». И, очевидно, один из лучших телевизионных продуктов, когда-либо созданных в этой стране.

Tags: Шерлок: 2x1 A Scandal In Belgravia, Шерлок: отзывы и рецензии, Шерлок: пресса
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author