une_funambule (une_funambule) wrote in sherlock_series,
une_funambule
une_funambule
sherlock_series

Неолиберальный Холмс

Здравствуйте! Как-то раз я перевела с английского небольшой, но, на мой взгляд, очень острый и интересный критический отзыв на "Шерлока". Хотя автор называет это мета-фанфиком, по мне, это все же больше красиво оформленное впечатление от сериала, чем именно художественный текст. Но если вам покажется неинтересным - либо не вписывающимся в рамки сообщества - я извиняюсь.

Название: Неолиберальный Холмс, или
Всё, что я знаю о современной жизни, я узнала из "Шерлока"
Автор: magnetic_pole
Переводчик: Annun
Оригинал: magnetic-pole.livejournal.com/142552.html
Разрешение на перевод: получено
Дисклеймер: ни на что не претендую

*

Всё, что я знаю о двадцать первом веке, я узнала от Шерлока Холмса (версия ББС, 2010):

*

У всех проблем есть решения.

Все решения рациональны.

Всё, что рационально, может быть понято, проанализировано и отброшено.

Тобой.

Ты знаешь всё, что стоит знать.

Ты господин этого мира.

*

Все получают то, что заслуживают по достоинству. Чистый интеллект ценится выше всего.

Ты не будешь искать интеллект в столичной полиции. Даже сама мысль смешна. Частный сектор - вот где есть полет мысли. Доверься консультантам.

Государство существует, чтобы облегчить твою работу. И обезвредить бомбы. И отвезти тела в морг.

*

Люди поддаются интеллекту. Они жаждут интеллекта. Они отвечают на его текстовые сообщения. Они выполняют для него мелкие поручения. Они готовы мириться с грубостью, которая иногда сопутствует интеллекту. Они приглашают его на свидания.

Интеллект сексуален.

Интеллект - это сила и власть.

*

Раньше клиенты появлялись на твоем пороге со своими историями, просьбами, загадками. Так раньше начиналась игра.

Теперь она начинается с трупов.

Это гораздо проще, удобней оценить ситуацию.

Эффективнее.

И потом, ты больше любишь писать смс, чем разговаривать.

*

Вы посмотрите на Лондон. Яркие огни, большой город. Он прекрасен.

Прекрасен свет, прекрасны цвета, прекрасны костюмы. Весь этот сериал потрясает своей красотой.


*

Лондон безопасный. Чистый. Хорошо освещенный. Увиденный сквозь стеклянную пластинку, калейдоскоп отражений.

*

Это город хорошо сохранившихся классических зданий (далекое прошлое) и высокотехнологичной современности (настоящее и будущее).

Все равно ни один стоящий внимания человек никогда не жил и не работал в здании, построенном в шестидесятые.

*

Некоторые говорят, что Лондон - поле боя. Ты считаешь его скорее площадкой для игр.

*

Думать о деньгах - вульгарно.

*

Автобусы и метро существуют для тех людей, чье время не так ценно, как твое.

*

Подавляющее большинство людей в Лондоне - белые. Не-белые люди с гораздо большей статистической вероятностью окажутся злодеями, кровавыми убийцами. Или мертвыми, жервами убийц.

Что? Ты просто умеешь считать. Числа, реальные числа, вот что тебе нужно.

*

Так совпало, что ты белый.

*

Этот человек действительно сейчас назвал заложницу "тупой сукой"? Неужели он это сказал? Какое право имеет кто угодно называть какую угодно женщину...

Но погодите. Он ненормальный убийца. Это нам показывают, что он сумасшедший.

Ведь ни один человек в здравом уме никогда не произнесет этого вслух.


*

Был один знаменитый случай, когда женщина взяла над тобой верх.

Теперь ты всегда берешь верх над любой женщиной.

"Псих." Ну конечно.

То было тогда, а это сейчас.

*

Женщины возражают, что не хотят ухаживать за тобой, но на самом деле - еще как хотят.

*

Правильнее сказать "он научил меня", чем "он выучил меня".

"Я не являюсь" вместо "не есть".

"Повесят", а не "подвесят".

Этот человек зверски убил свою жену, но что тебя по-настоящему раздражает, так это его диалект.

Смертный приговор - идеальное лекарство от принадлежности к рабочему классу.

*

Бездомные, твои "глаза и уши" в городе, показываются только тогда, когда могут пригодиться. В остальное время они невидимы. Не забудь дезинфекцию после контакта.

*

Сопереживание никому не помогает.

*

Иногда тебе нужна маскировка, чтобы проникнуть в нужное здание. Сними ее при первой возможности. И не трудись соответствовать ей. Ты не хочешь, чтобы кто-нибудь принял тебя за рабочего.

*

С другой стороны, люди могут подумать, что ты гомосексуал. Не волнуйся. Не спорь. Мы все знаем, что это не так.

*

Перед вами мелькает текст. Перед вами мелькают улики. Вспышки сбивают с толку. Не отвлекайтесь. Существенны здесь не факты - для всех остальных, кроме господина этого мира.

Ключ к этому сериалу, для простых смертных, - личность. Следите за выражением его лица. Что Шерлок думает о происходяющем?

Вы проводите много времени, рассматривая лицо Шерлока.

Иногда вы рассматриваете Джона, который рассматривает лицо Шерлока.

Странно, каким захватывающим может быть лицо холодного человека.


*

Продавать наркотики опасно; не успеешь оглянуться - и вляпаешься по уши, начнутся неприятности, залезешь в долги, и ты убьешь своего без пяти минут зятя - просто так, на случай, что сможешь продать что-нибудь из его вещей и выручить деньги. Торговля наркотиками ведет к преступной жизни.

Вот купить наркотики и иногда баловаться ими - это было бы совершенно нормально. На самом деле, это было бы интересно. Это бы еще добавило тебе таинственности.

Но, конечно, ты чистый. Все слышали? Ты чистый.

*

Ты неприкосновенен. Твои друзья неприкосновенны. Закон существует, чтобы упрощать тебе расследования. Когда это удобно.

Государство само устарело. Мир лежит у тебя на ладони, или мобильном, или ноутбуке. Новый порядок гибок и свободен от конфликтов.

*

Даже когда кто-то погибает, это не твоя вина.

Люди умирают, это нормально.

А, прости. Другие люди умирают. Это нормально.

*

Ты - другое дело. Ты решаешь проблемы. Лейстрейд и Донован и Диммок тоже пытаются, но твои методы протестированы на открытом рынке и доказали свое превосходство.

Ни одна проблема не решается совместными усилиями. Никакая помощь не приносит пользы. Никакие другие виды интеллекта не признаются. Не существует такого понятия как "общество", - только частные проблемы и частные лица, которые их решают.

Они должны верить твоим словам как Святому Писанию.

*

Людей берут в заложники. Взрываются бомбы. Люди погибают. На кону жизнь ребенка. Сосед переживает боль потери. Женщина горюет о мужчине, который бы на ней женился. Мужчина дрожит от страха. Голова лежит в холодильнике.

Их имена и судьбы проносятся мимо, слишком быстро, не разобрать. На всё только девяносто минут. Остались еще две загадки. Но они все равно ничего не значат. Настоящие проблемы абстрактны, логичны и безличны, не связаны с повседневной жизнью, личным опытом, местными обстоятельствами и превратностями случая.

Это большая игра. Единственное, что в этой игре имеет значение -

нет, не то, что мы должны выиграть. Мы всегда выигрываем.

Единственное, что по-настоящему важно: у Шерлока Холмса может...

Господи, это Джон?

На нем куртка! Он обмотан взрывчаткой!


...единственное, что по-настоящему важно...

Посмотрите на его лицо, на лицо Шерлока Холмса. Следите внимательно за малейшим проявлением чувств. Вот то, чего мы ждали: тени гнева, страха или сострадания. Весь сериал вас учили этому, больше четырех часов, учили искать мельчайший признак чувства на лице этого человека. Вы заворожены.

...единственное, что по-настоящему важно: у Шерлока Холмса, может быть, все-таки есть сердце.

Потому что это важно. Господин мира любит и страдает, как и все мы.

*
Tags: Шерлок: отзывы и рецензии
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author